Неделя 18-я по Пятидесятнице.

20 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, настоятель Храма митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Божественную литургию в московском храме Преображения Господня в Тушине.

Архипастырю сослужили сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации в священном сане: протоиерей Александр Прытков, иеромонах Геннадий (Войтишко), иеромонах Трифон (Умалатов), диакон Герман Демидов, а также братия храма. Также за богослужением в храме молились сотрудники и руководители других подразделений синодального отдела.

После сугубой ектении митрополит Меркурий вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии архипастырь обратился к присутствующим со словом проповеди:

Мы слышали сегодня евангельское повествование о том, как Спаситель наш, покинув город Капернаум, где исцелил близкого родственника сотника, идет мимо Наина, неизвестного маленького городка. Издалека Он видит погребальную процессию, которая выходит из города. В этой процессии вдова. Она хоронит своего сына. Сына, который был ее последней надеждой и утешением, ее оплотом в старости. Теперь, возможно, она лишена куска хлеба, и уж тем более — всякой заботы.

Сердце Господа сжалось от горечи и боли к этой женщине. Он останавливает процессию и касается одра. Обращается к юноше со словами: “юноша! тебе говорю, встань!”(Лк. 7:14). Господь воскрешает умершего юношу и отдает его матери.

Давайте попробуем взглянуть на эту историю нашими глазами, глазами современного человека. Откуда износили почившего юношу? Не из села, не из хутора. Его выносили из города, пусть небольшого, но города. Его название никто не знал бы, если бы евангелист Лука не упомянул его в своем повествовании. А что такое город и городская среда для человека? Я думаю, что любой москвич, когда уезжает для отдыха в места близкие или дальние к Москве, особенно если выезжает на природу, понимает, насколько губителен для человека город. Своими атмосферными выбросами и осадками, отравляющими человеческое тело. Средой, которой мы дышим и питаемся. Но самое печальное то, что город отравляет человеческую душу грехом и пороком. В огромной среде людей можно затеряться, скрыть грех, и среди толпы грешников твой собственный частный грех будет не замечен. Почему Русь называли Святой? Русь была крестьянской. А в каждом селе, каждой деревне люди знали друг друга. И уж если не из за страха Божьего, то хотя бы из страха осуждения своих односельчан, они старались не совершать греха, жить правильно.

Значит, мы можем предположить, что частично следствием смерти этого наинского юноши была городская среда, в которую он, как молодой человек, был погружен. Но каким бы не был сын грешником или праведником, трудящимся или лентяем, для матери он остается сыном. Сын для матери — последняя надежда, опора жизни, свет в очах, который она хотела бы увидеть последним, закрывая свои глаза и переходя в вечность. Этого света вдова из Наина лишилась. Господь прекрасно знал, какое горе и отчаяние овладевало этой женщиной. Может быть, зная грехи и пороки этого юноши, он подумал о том, что лучше было бы иметь его несовершенным, но рядом с собой, чем не иметь его вообще. Поэтому Он произнес эти слова: ”Юноша, тебе говорю, встань” (Лк. 7:14). И тот встал и начал говорить.

Господь показывает себя милосердным. Это совсем не значит, что мы можем просить у Бога все, что угодно, и получать то, что нам захотелось. Но Бог всегда любвеобилен и снисходителен к нам. Он всегда видит подлинное человеческое горе и несчастье. Он знает, когда прийти к человеку на помощь и чем ему помочь. Так было в городе Наине.

Это великий пример из сегодняшнего Евангелия. Бог нас любит. Бог милосердствует к нам. Бог нас терпит, и Бог возвращает нас к жизни. Часто не потому, что мы достойны этой жизни, а потому, что дает нам возможность для покаяния и исправления, как сегодня в Евангелии, например, по слезам и молитвам матери.

 

Календарь

Пожертвование на храм